Краевой конкурс на лучшую тематическую разработку урока (занятия в ДОУ)
«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
(«Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»), посвященный Дню Матери в России
Тематическая разработка урока (занятия в ДОУ)
«конкретное название» «Земная жизнь Пресвятой Богородицы («Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»).
Жанр:
музыкально – литературный.
Автор работы: (ФИО полностью)
1.Бойко Алла Николаевна
2.Путилина Ольга Владиславовна
Должность:
1.Заведующая
2.Музыкальный руководитель
Школа (ДОУ):
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 села Успенского
Населенный пункт:
село Успенское.
Наименование муниципального образования:
Муниципальное образование Успенский район.
Тематическая разработка занятия в ДОУ
«Земная жизнь Пресвятой Богородицы» («Образ Пресвятой
Богородицы – прообраз женщины-матери»),
посвящённом Дню Матери в России.
Программные задачи:
- уяснить взаимосвязь между Матерью Небесной и Матерью Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы как прообраза женщины-матери;
- познакомить детей с важными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы, ролью её образа как идеала женщины-матери, роли Богородичных икон (Богородица – Мать и Защитница Святой Руси) в судьбе России
- воспитывать внимательное и бережное отношения к матерям со стороны их детей;
Цели занятия:
Дать детям представление о святости св. прав. Иоакима и Анны (рассказ об их благочестивой жизни);
Познакомить с иконами Божьей матери, дать детям представления о Пресвятой Богородице как Покровительнице, Заступнице и Предстательнице перед Богом за всех людей.
Развивать у детей восприятия образа Богоматери как о святом и чистом человеке, о её глубочайшем смирении и послушании, о её уповании на Бога.
Расширить музыкальный кругозор, познакомить с образцами церковных песнопений;
Ознакомить с новыми словами: Богородица, Благая весть, Благочестие.
Оборудование:
Иконы « О умилении Пресвятой Богородицы», « Казанской Пресвятой Богородицы», «Образ пресвятой Богородицы Семистрельная», иконы Божией матери « Нечаянная радость».
иллюстрации икон « Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, « Рождество Богородицы», Владимирская икона Божией Матери, магнитофон, диск с Песнопениями « Величание»,
« Тропарь», « Молитва». « Аве Мария» Ф Шуберта.
Предварительная работа: чтение книг: Потаповская О.М. « Самые главные праздники», Е. Дьякова « Перед праздником», А.В.Бородина « Основы православной культуры: Рождество Пресвятой Богородицы», « Сегодня праздник» ( По благословлению Патриарха и всея Руси Алексия II) слушание духовной музыки, рассматривание иллюстраций к книгам, проведение тематической выставки поделок детей, родителей, педагогов, фотовыставки
« Мамочка любимая моя», беседы о маме, Богородице, просмотр мультипликационного фильма « Путеводительница».
Ход занятия.
Звучит музыка "Аве Мария" Ф. Шуберта, дети входят в музыкальный зал .
Ведущий:
- Ребята, послушайте загадку и подумайте, о ком мы сегодня будем говорить:
"Кто вас, дети, крепко любит,
Кто жалеет, кто целует?
Кто заботится, ласкает, нежно на руках качает?
Песни добрые поёт?
Утром в детский сад ведёт?
(Мама)
Ведущий: - Мама! Мама - главный человек, мама даёт жизнь своему ребёнку, мама заботится о нас, хочет, чтобы вы выросли здоровыми, умными, добрыми. Своей материнской любовью мама охраняет нас от всех бед и несчастий, согревает наши сердца.
Почему мы сегодня будем говорить о маме?
1-й ребенок: Сегодня на целом свете
Праздник большой и светлый.
Слушайте, мамы, слушайте-
Вас поздравляют дети!
Ведущий: День матери- праздник, который объединяет вокруг светлого образа женщины- матери взрослых и детей, мужчин и женщин, тружеников села и рабочих.
Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична.
Стихи читают дети.
- Слово « мама» дорогое
Ею надо дорожить
С ее лаской и заботой
Легче нам на свете жить.
Когда был еще младенцем,
И она в тиши ночной
Словно Ангел у постели
Охраняла мой покой.
В раннем детстве беззаботно
Я не знал, как трудно жить.
Мать трудилась, чтобы было,
Чем кормить и чем поить.
- Помню тихие беседы,
Мать внушала мне о том,
Чтоб быть умным и примерным
Жизнь свою связать с Христом.
Помню радостные встречи
Как с дороги приезжал.
Матери родные плечи
Как ребенок, обнимал.
- Пережил часы разлуки.
Как взволнованная мать
Платок в мозолистые руки
Брала слезы вытирать.
И оставшись одинокой,
Сердцем к Господу горя,
И в любви своей глубокой,
Все молилась за меня.
Слушание « Тропарь»
Выходит ведущая с Образом Пресвятой Богородицы:
Ребята, сегодня я расскажу вам о Матери – заступнице, о Матери- помощнице, о Пресвятой Богородице. Нет у нас на Земле никого ближе и отзывчивее Богородицы. По своему земному рождению всем она нам сестра, а Богу- Матерь. Прошло более 2х тысячелетий, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева.
Родители Девы Марии-Богородицы – Иоаким и Анна – происходили из древнего царского рода. Они долго не могли иметь детей, долго и усердно молились. Однажды перед Анной предстал Ангел Божий: « Молитва твоя услышана, ты родишь Дочь и назовешь ее Марией. А когда на деревьях зазолотиться листва и наступила осень, у праведной семьи родилась долгожданная Дочка. Это было чудом- ведь Иоаким и Анна были уже пожилыми людьми.
Ребенок ( листая Книгу с иллюстрациями икон)
Открываем первую страницу
И увидим радостные лица:
Торжество великое в честь Той,
Что зовем мы Девой пресвятой.
Торжествуют Иоаним и Анна
Рождество Марии долгожданной.
И хотим мы в день сей с ними вместе
Ей отдать долг радости и чести.
Ведущая. Сегодня трудно поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами. Радостями и страданиями. Мы привыкли воспринимать Ее Царицей небесной, а она имела земные черты характера: склонность к покою, задумчивости. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам. Была очень трудолюбивая, училась разному рукоделию: пряла, вышивала.
Рассматривание иконы Божией матери « Нечаянная радость».
- Кто изображён на иконе? (Божья Матерь);
- Какою изобразил художник Божью матерь? (Спокойной, ласковой, доброй).
- Каких линий больше: плавных, округлых или резких, угловатых? (Плавных и округлых).
- Какими движениями гладит вас мама: резкими или плавными? (Покажите)! (Дети гладят друг друга)
- Какого цвета больше на иконе? (голубого и синего)
- Что выражает икона? (добро, спокойствие, любовь)
Ведущая.
И вот однажды произошло удивительное событие, не только в жизни Пресвятой девы, но и всего человечества.
Рассматривание иконы « Благовещение Пресвятой Богородицы»
Перед появлением Архангела Гавриила Пресвятая Богородица была занята чтением Священного Писания. Видите, в Её левой руке –книга. И вдруг перед Ней появляется Небесный Вестник – Архангел Гавриил. Как же иконописцу показать нам, что Гавриил только что спустился с Небес и предстал перед Марией с вестью от Господа? А вот посмотрите: складки плаща Гавриила еще как бы колышутся от быстрого движения. И на землю он ступил лишь одной ногой, а второй только слегка касается земли.
Посмотрите, ребята, одно крыло Архангела простёрто за спиной, а другое поднято в знак приветствия Марии. Это – знак почтения и приветствия.
Когда Архангел Гавриил явился Богородице, он обратился к Ней со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами». Эти слова смутили Пречистую Деву. « Что бы это было за приветствие?»- размышляла она. На миг ей стало даже страшно… Архангел успокоил Ее:
« Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога. Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего. На Тебя сойдет Святой Дух- и у Тебя родится Сын.
Ведущая. А вскоре зимой произошло очень важное событие. Пресвятая Дева Мария родила сына- Иисуса Христа, обещанного Спасителя.
Посмотрите на образ Пресвятой Богородицы. Это Владимирская икона Божией Матери.
Мама Мария с любовью смотрит на сына Иисуса. Рукой поучает, чтоб он не шалил, а был послушным, не огорчал маму.
Святой Амвросий так описал Пресвятую Деву: « Она была немногоречива, любительница чтения. Правилом ее было- никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства. Она даже выражением лица не обидела своих родителей. Не было у нее ничего сурового во взгляде, ничего неприличного в действиях. Поступь тихая, голос ровный.»
Дети, а что значит почитать родителей? ( Ответы детей).
Изображение иконы « Успение пресвятой Богородицы»
Ведущая. Но настало время Пресвятой Богородице покинуть Землю. Дева Мария не умерла, а как бы уснула и была взята на небо. Это называется Успением. В честь этого дня и назвали наше село Успенским. Но и с неба Пресвятая Богородица внимательно следит за нами и как мама оберегает своих детей.
Ребенок:
В Красном углу стоят образа.
Тихо, внимательно смотрят глаза.
Матери Божией кроткий лик
Взглядом своим прямо в душу проник.
Слышу слова: «Приходите ко Мне
Все, кто нуждается, все, кто в беде.
Раскрою над всеми святой Свой покров».
Ведущая.
Да, Пречистая Божия Матерь всегда простирает Свой молитвенный покров над нами; она всегда умоляет Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, об избавлении нас всех от бед и напастей и о даровании нам вечного спасения.
В тихом безмолвии ночи с образа в грусти святой
Божией Матери очи кротко следят за тобой.
Ведущая
Сколько раз Божия Матерь Своим покровом спасала нашу родную страну! Когда казалось, что страна гибнет, Она через Свои чудотворные иконы проявляла особую заботу о нас и помогала освободить нашу Родину от завоевателей.
Покров Божией Матери – это любовь Ее к нам, та любовь, которая укрепляет нас в бедах и несчастьях, осушает наши слезы.
Ребенок:
Над кроватью, чуть в сторонке
Божьей Матери иконка.
Добрый взгляд ее лучится,
Если мама отлучится,
то не страшно мне одной-
Матерь Божия со мной.
Утром рано я проснусь,
На икону помолюсь.
Слушание песен « Царице Небесная» ( слова автора неизвестны), « У Казанской Божьей Матери».
Ведущая
Жизнь Пресвятой Богородицы - пример для всех нас. Все мы должны подражать Ей в терпении, вере, трудолюбии. А все матери, которые мечтают вырастить своих детей добрыми, честными людьми, должны молить Ее о помощи в нелегком труде в воспитании своих детей.
Занятие завершается слушанием Песнопения « Молитва»