План работы адаптационной группы МДОУ д/с №8 2011 – 2012 учебный год.
Составила педагог - психолог
МБДОУ д/с № 8
Попова Светлана Вячеславовна
Пояснительная записка.
При поступлении в детский сад все дети испытывают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограниченны, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Психолог обязан помочь детям преодолеть стресс при поступлении в ДОУ и успешно адаптироваться.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу построения цикла занятий.
Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода ребёнка в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В их присутствии дети с большей готовностью идут на контакт с педагогом – психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совестных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в ДОУ ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.
Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям детского сада.
Структура занятий:
- Упражнения для согласованности действий и создания положительных эмоций, для повышения речевой и двигательной активности (ходьба, бег, хлопки в ладоши т.п.).
- Основная часть: игры и упражнения, дающие возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
- Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Форма занятий объединена одним сказочно – игровым сюжетом, которое проводится в 2 – 3 этапа. Комплектование и количество игр и упражнений варьируется: можно сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей.
Длительность занятия 10 – 20 минут, проводится 1 – 2 раза в неделю. Каждое занятие повторяется 4 – 5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
В занятиях активное участие принимают родитель и воспитатель: это своеобразный «мастер – класс» методов и приёмов общения с детьми.
Занятие 1.Божья коровка.
Задачи:
- Создание положительного эмоционального настроя.
- Развитие умения действовать соответственно правилам игры.
- Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.
- Развитие зрительного восприятия (цвета, формы ,размера предметов).
- Развитие внимания, речи, воображения.
Занятие 2. Листопад.
Задачи:
- Создание атмосферы эмоциональной безопасности.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Снижение импульсивности, повышенной двигательной активности.
- Развитие умения двигаться в одном режиме с другими детьми, подстраиваться под их темп.
- Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции.
- Развитие речи, воображения, творческих способностей.
Занятие 3. Мячик.
Задачи:
- Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.
- Повышение эмоционального тонуса.
- Развитие чувства ритма, координации движений.
- Развитие ориентации в пространстве.
- Обучению отражению в речи своего местонахождения и местонахождения других детей и предметов.
- Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
Занятие 4. Прогулка в осенний лес.
Задачи:
- Сплочение группы, развитие эмпатии.
- Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию.
- Снижение излишней двигательной активности.
- Обучение различению цветов, соотнесение предметов по цвету.
- Развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов местонахождение вещей.
- Развитие общей моторики.
- Развитие памяти, речи, воображения.
Занятие 5. Весёлый Петрушка.
Задачи:
- Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха.
- Закрепление знаний детей о принадлежности к полу.
- Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»).
- Развитие общей и мелкой моторики..
- Развитие восприятия, речи, воображения.
Занятие 6. Новый Год.
Задачи:
- Создание положительного эмоционального настроя в группе.
- Отработка умения согласовывать свои действия с движениями других детей, с ритмом и текстом песни.
- Отработка быстроты реакции.
- Развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.
- Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
Занятие 7. Мячики.
Задачи:
- Развитие коммуникативных навыков,.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха.
- Развитие ориентации в собственном теле.
- Развитие общей и мелкой моторики.
Занятие 8. Зайка.
Задачи.
- Создание положительного эмоционального настроя.
- Развитие умения подражать движениям взрослого.
- Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.
- Учить подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.
- Снижение излишней двигательной активности, импульсивности.
- Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
Занятие 9. Мыльные пузыри.
Задачи:
- Снятие эмоционального напряжения и агрессии.
- Снижение излишней двигательной активности, импульсивности.
- Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы.
- Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики.
- Развитие внимания, речи и воображения.
Занятие 10. Музыканты.
Задачи:
- Создание положительной эмоциональной обстановки.
- Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста.
- Развитие образности слухового восприятия.
- Развитие слуховой и зрительной памяти.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие воображения, речи, внимания.
Занятие 11. Мамин день.
Задачи:
- Оптимизация детско – родительских отношений.
- Воспитание доброго отношения к маме.
- Развитие двигательных навыков.
- Развитие восприятия, внимания, речи.
Занятие 12. Мишка.
Задачи:
- Сплочение детей, развитие эмпатии.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности.
- Формирование умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры.
- Развитие координации движений , общей и мелкой моторики.
- Развитие внимания, речи и воображения.
Занятие 13. Непослушные мышата.
Задачи:
- Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трёх лет.
- Формирование положительной самооценки.
- Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм.
- Развитие слухового внимания, быстроты реакции.
- Развитие чувства юмора, речи и воображения.
Занятие 14. Колобок.
Задачи:
- Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение навыкам сотрудничества.
- Снятие страхов перед сказочными героями.
- Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
- Развитие восприятия (вкусового, обонятельного, тактильного, зрительного).
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие внимания, речи, воображения.
Занятие 15. Котята.
Задачи:
- Формирование положительной самооценки.
- Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.
- Снятие мышечного напряжения.
- Развитие умения выражать свои эмоции (страх, грусть, радость).
- Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки.
- Развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие внимания, речи и воображения.