Проект « Традиции Кубанского казачества»
Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников на традициях кубанского казачества
Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Стержнем всего гражданского воспитания является патриотизм. Сущность этого понятия включает в себя любовь к малой Родине, своей семье, гордость за исторические свершения своего народа.
В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство уважения к людям. Особое значение приобретает чувство любви к родному краю, к Родине, уважение к истории, к своим обычаям и традициям, а также уважения к традициям народов, живущих рядом.
Академик Д.С. Лихачев отмечал, «что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая « духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».
Основные идеи проекта:
- чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках того или иного мировоззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;
- цикл человеческой жизни от рождения до кончины, духовно осмысленный в обрядах и обычаях семейной традиции;
- исторический ход жизни края, села с древности и до наших дней, запечатленный в эпической традиции, в архитектуре, в системе государственных праздников и памятных дат, во вкладе наших земляков в кубанскую культуру.
В работе по гражданско-патриотическому воспитанию предлагается развитие нескольких направлений:
1. Нравственно- патриотическое;
2. Эмоционально- эстетическое;
3. Экологическое ( краеведческое).
Основные принципы проекта:
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно- нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное воспитание.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия старшего дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии в школьный музей, храм для накопления чувственного опыта.
Принцип отбора содержания:светский характер образования и законности ( соответствие действующему законодательству РФ), учет требований типовых программ, многоуровневость.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества
В нашем ДОУ используют различные формы организации детей, включающие в себя совместную деятельность с общественными организациями и семьями.
Для привлечения родителей к деятельности ДОУ разработана специальная методика, включающая в себя 3 этапа:
- актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
- педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ;
- партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.
Добровольное участие каждого - обязательное требование и условие в данной работе.
Мой проект « Традиции кубанского казачества» рассчитана на 3 года для детей средней, старшей и подготовительной групп.
Он делится на 3 основных раздела:
« Мой дом и семья»;
« Культурное наследие кубанского казачества»;
« Наследие и достопримечательности Краснодарского края».
Каждый раздел подразделяется на 12 тем, разработка которых включает исследовательский компонент, который дети реализуют индивидуально или с помощью родителей.